среда, 5 августа 2020 г.

Through Mud and Blood

Побывал я тут на днях в местечке с романтичным названием Мачехин Конец. По легенде мачеха привела сюда своих пасынков на сбор клюквы, да оставила их тут на верную смерть.


На машине добраться туда сложно, а вот на велосипеде – запросто. Деревенька расположена на самом краю оршинских болот, дорога к ней идёт через подтопленные земли, местами покрыта гатью. Места глухие, вокруг сплошные еловые леса, болотина на болотине, земля торфяная. Нужен внедорожник, квад или трактор. А с велосипедом сложные участки можно и пешком пройти.


Но просто заехать в деревню – это ж скучно, я там уже не раз был. Посему был план разведать заодно несколько дорог (скорее, направлений). С этой целью с собой взял авиаподдержку. По спутниковым картам местами совершенно не ясно, можно где пройти или нет. А так на месте можно будет с воздуха глянуть, что там, есть ли дорога, и в каком она состоянии. Это лучше, чем продираться через болотину только для того, чтобы повернуть назад.

Авиаподдержка пригодилась, без неё я бы точно три раза пошёл бы не туда. Может быть, в конце я бы тоже прошёл, но уж точно замуд… устал гораздо больше. С другой стороны, без неё я бы изначально не сунулся в разведку в эти места.

В начале по старобежецкой трассе доехал до поворота на Восток (это посёлок такой, если что). Обычно ездим по широкой грунтовке в сторону Почепа, а тут я захотел глянуть, что там за дороги по другой стороне Орши (это, значит, в сторону Полянского-Марьино). И Игорь мне что-то про ту сторону, вроде, говорил. Что он говорил – я не помню, может: «не суйся туда, погибель там найдёшь», но говорил же. Ну и как я подъехал к развилке – оттуда выехал велосипедист явно покатушечного типа. «О, вот он же проехал, теперь точно еду туда». Только я потом по его треку в Strava посмотрел, что он заехал туда, увидел тупик, и свалил, но я-то об этом не знал. А, кого я обманываю, знал бы – всё равно полез бы.

В деревне дорога закончилась земляным валом. Я, конечно, не Денис Стародубов, но разворачиваться же не хочется. Нашёл тропинку в обход домов, вышел за деревней. Ну, если тут и была дорога, то она вся заросла. Трава по грудь, колеи угадываются слабо. Местами ехать можно, но там и кочки, и вода – в общем, много пешком шёл. Возможно, это когда-то была узкоколейка, потому как прямое направление, канавы с двух сторон. Но никаких других признаков нет, ни насыпи, ни остатков шпал.

Где-то километр продирался, вышел к просеке ЛЭП. В кустах собрал слепней. Короче, устал. Впереди вообще что-то ничего не видно. Взлетать в рое слепней не хотелось вообще (о, какой я в начале пути наивный был). Дай, думаю, сверну по просеке к Орше. Моста там, конечно, нет, но это ж не так далеко от истока, уж как-нибудь перейду в брод. О том, что перейти не удастся, думать не хотелось.

Дочапал до реки. Настроение резко упало, когда увидел, что река явно течёт поверх бывшего берега, всё чёрное, дна не видно. Ладно, будем пытаться. Заходил-заходил – везде глубоко, надо плыть. Наконец, в одном месте нашёл по подбородок. Решил пробовать, благо течение не сильное, унести не должно. Вещи ехали в водонепроницаемом Ortlieb, их перекинул первыми. Потом потащил вел. Оказывается, нарамная сумка сильно помогает плыть. Переплыл без проблем, слегка придерживая вел. Ну а там уже вдоль ЛЭП до дороги идёт служебная грунтовка, поехал, значит, дальше.

Доехал до Давыдово, свернул на Мачехин Конец. Решил ехать северной дорогой, там я хотел глянуть мост через Оршу. Дороги там хорошие, укатанные, едется хорошо. На мосту была тьма уток. Меня как увидели – включили реактивный режим сваливания. Это когда они не столько плывут, сколько убегают по воде, прыгая на крыльях. Да, это, конечно, не городские утки. Тут они из человеков только охотников видят, булочкой их никто не покормит.


Поехал дальше. К этому времени вокруг меня уже тьма слепней летала. Пшикалка от комаров помогала не сильно, лишь на время. Пока я доехал до Мачехиного Конца, она закончилась. Там дальше дороги затопленные, даже гать не помогает. Много где в брод шёл.

Вышел в деревню, сделал фоточки для отчётности. Деревня, фактически, не жилая. Дома древние, построены до войны. Почти все уже много лет не жилые, покосившиеся, некоторые совсем развалились. Кому и зачем понадобилось строить в этих местах жильё – совершенно не понятно. Тем не менее, пара домов явно обитаемы. Там и замки висят, и даже огород есть. Думается мне, что сюда ехать лучше всего осенью, места тут красивые.


Но это, как бы, было только начало маршрута. Дальше мне нужно было свернуть в сторону торфяных болот и попытаться обойти их, выйдя на карьер у озера Глухое. Тут я впервые стал искать дорогу с воздуха, потому что с земли было совсем не очевидно, куда тут можно пройти. Следов было практически не видно.


К этому моменту меня жрало уже, наверное, не меньше пятидесяти слепней. Походу дела, я тут первый человек в этом году, так что собрал всех. В принципе, пока ты двигаешься, они просто летают вокруг. Но как только встаёшь – сразу штук пять садятся обедать. Одним хлопком можно три штуки свалить. Так вот, подпрыгивая на месте я и узнал, что то, что я принял за канал – оказывается, дорога. И идти надо по ней, а не по тому, что я принял за дорогу. О том, что это как бы дорога можно было также узнать, если влезть в неё повыше колена, а потом нашупать «колеи» и провалиться повыше пояса.


В общем, где-то полкилометра я брёл по этой дороге, пока, наконец, не вылез на возвышенность. Собрав на себя и вел всю траву, конечно же. Дальше можно было ехать. Там хоть и не раскатано, но и не совсем заросло. Ехать можно комфортно.


Доехал до поворота на карьер. Поворота не обнаружилось. К счастью, на месте предполагаемого поворота оказалась бобровая плотина через канал. По ней и перешёл. Вообще, повезло мне тут сильно, поскольку каналы очень глубокие, а никаких иных мест для перехода тут, по-видимому, нет.


Через торфяные карьеры проехал без приключений, благо там не очень вязко. Но сначала я сверху посмотрел где там самый раскатанный проезд, ибо снова идти пешком совершенно не хотелось. А вот подъездная дорога к карьерам – практически автобан, широкая, гладкая, твёрдая. По ней я объехал озеро Оршинское, где свернул на узкоколейку в сторону озера Светлое. Там где-то 4 километра немного песка было, а потом тоже очень хорошая дорога, проехался с ветерком. Дальше начиналась жопа.

Нужно было пройти болотину, всю в кочках, траншеях. Вот по виду – типичная колея от машины. Наступаешь – хренак, и чуть ли не по шею туда проваливаешься. Бросаешь велосипед и подтягиваешься на «берег». К этому моменту я уже начал подсдыхать, сильно хотелось есть. В общем, этот участок дался мне сложно. Хотя всего-то километр.


Судя по всему, я где-то свернул не туда, ибо вместо моста через канал вышел к броду. Ну, может тут и был когда-то мост, но теперь только остатки бетонной плиты торчат. Я попробовал сунуться в брод, но сразу же резко ушёл под воду. Короче, переходить был не вариант. Разведка с воздуха подсказала мне, что мост есть чуть дальше вдоль канала, но до него чапать практически по азимуту через эти чёртовы кочки. Зато рядом со мной есть гораздо более раскатанный брод, который выглядел гораздо более многообещающим.

Поскольку я уже почти сдох, переться снова через болото не было никакого желания. Решил попробовать соседний переход. Поначалу он показался неплохим. Было даже видно землю, всего в каких-то 10 сантиметрах под водой. Подозрительно. Внезапно, я не провалился, а вполне даже пошёл. Потом послышался странный звук, и из-под земли начал выходить воздух. Внезапно земля вместе со мной начала тонуть. И чем дальше – тем быстрее. Я рванул до другого берега, но немного не успел. Почти у самого берега ушёл по грудь. И ввяз довольно сильно. Пытаюсь вытащить вел – сам ухожу вниз. Пытаюсь вылезти сам – вел уходит вниз. А между тем тобой пытаются закусить все слепни в районе нескольких километров вокруг. Казалось бы, болото, открытое место, крупных животных тут не должно быть, вот откуда эти сволочи прилетают?

С помощью какой-то матери я всё же вылез. Дальше прошёлся пешком по более-менее нормальной дороге (сил ехать уже не было) до рыбацких домиков на берегу озера Светлое. Там же устроил обед. А дело было уже ближе к вечеру. Кажется, в районе половины шестого.


А впереди меня ждало ещё полтора километра пешки до дороги по болотине, кочкам и кустам. Но после еды это далось уже легче. Тем более, я знал, что там будет уже нормальная дорога до самого посёлка Орша.


Вышел на дорогу. Внезапно, резко исчезли все слепни. Зато вместо них появились комары. Это, наверное, как русская и итальянская мафия. «Тут наша территория, и вы тут не ходите». Ну и поскольку комары меньше, то их и больше. Если слепней было штук пятьдесят, то комаров уж точно ближе к сотне. И если слепни тебя не жрут, пока ты не замрёшь, то комары совершенно не стесняются. Если ты их не отгоняешь, на тебя высаживается целый батальон. Пока ты отгоняешь их от ног, они высаживаются на спину, пока ты сгоняешь со спины – садятся на руки. И даже не думайте, что они постесняются сесть на лицо, укусить за палец или ухо. Но, к счастью, началась и хорошая дорога, можно вскочить, обхлопать себя и по педалькам жмяк-жмяк – и тебя никто не побеспокоит до следующей остановки.

Там, кстати, интересная дорога есть. Прямо по дороге течёт ручей, во всю её ширину. Но там не глубоко, и дно твёрдое. Можно ехать прямо по воде.


Это где-то километр. Дальше совсем немного грязьки, и выезжаешь на узкоколеечный автобан прямо до посёлка Орша. Ну и оттуда асфальтом до города.


Сегодня зато оргазмы ловлю каждый раз, как до обкусанных ног дотрагиваюсь.

Как уже понятно, съездил отлично. Можно как-нибудь повторить, когда посуше будет, да живности поменьше.

Трек: Through Mud and Blood. На OSM все новые "дороги" я уже добавил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Можно использовать некоторые HTML-теги, например:

<b>Жирный</b>
<i>Курсив</i>
<a href="http://www.example.com/">Ссылка</a>

Вам необязательно регистрироваться для комментирования - для этого просто выберите из списка "Анонимный" (для анонимного комментария) или "Имя/URL" (для указания вашего имени и (опционально) ссылки на сайт). Все прочие варианты потребуют от вас входа в вашу учётку.

Пожалуйста, по возможности используйте "Имя/URL" вместо "Анонимный". URL можно просто не указывать.

Ваше сообщение может быть помечено как спам спам-фильтром - не волнуйтесь, оно появится после проверки администратором.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.