воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Навигация на Android, часть 1: что выбрать?

Не далее как пару недель назад у меня появился новый телефон - современный смартфон на Android (хотя Android-планшет есть уже полгода). А до него я пользовался древним телефоном на базе Windows Mobile. И хотя я ещё не перестал плеваться от ёмкостного экрана, но новые возможности телефона уже оценил.

Собственно, даже на старом телефоне с Windows Mobile я успешно пользовался навигацией (что касается моих целей), ну а на Android есть всё то же самое, но удобнее. И уже несколько человек интересуются что и как делается на Andoid в плане навигации.

Я попробую ответить на некоторые вопросы для тех, кто подумывает об использовании Android-смартфона для навигации. Это будет часть первая.

Оглавление

  1. Смартфон или GPS-навигатор?
  2. Итоги
  3. Какой смартфон?
  4. Прибамбасы:
    1. Чехлы
    2. Крепления
    3. Питание
    4. Сумки



Смартфон или GPS-навигатор?

Если у вас уже есть смартфон, то почти наверняка на нём уже есть GPS приёмник, так что вы можете использовать навигацию. Так что вопрос "смартфон или навигатор" тут не стоит - ведь смартфон у вас уже есть. Если смартфона с GPS у вас ещё нет, то перед вами стоит выбор - или купить смартфон с GPS или купить GPS-навигатор.

Samsung Galaxy S3 - типичный представитель Android-смартфонов
Garmin Nuvi - типичный автомобильный GPS-навигатор
Garmin eTrex 30 - типичный универсальный GPS-навигатор
Garmin Edge 500 - самый популярный GPS-велокомпьютер
В чём плюсы/минусы обоих подходов?

Во-первых, цена. Если навигатор не автомобильный, а универсальный (в т.ч. пригодный для велосипеда), то цена на него, судя по Яндекс.Маркету, начинается от 10'000 рублей за базовую модель с поддержкой карт (например, Garmin eTrex 20 или Dakota 20). Что-то нормальное будет стоить уже 25'000 (например, Garmin Oregon 550), ну а серьёзные модели с лёгкостью идут за 50'000 (например, Garmin Monterra). В то же время, самый дешёвый Android-смартфон с GPS и ГЛОНАСС стоит... 990 рублей (Samsung Galaxy Pocket Neo GT-S5310), бюджетные идут за 4-7 т.р., среднячки идут за 10-15 т.р., цена же топовых флагманов на Android находится в диапазоне 30-40 т.р. (не считая имиджевых смартфонов за 100-500 т.р.). Иными словами, универсальные GPS-навигаторы сильно дороже смартфонов. С другой стороны, автомобильные GPS-навигаторы стоят примерно столько же или меньше.

Во-вторых, корпус. Универсальный GPS-навигатор имеет ударопрочный и водонепроницаемый корпус. Его можно бросать и топить. Типичный Android-смартфон не всегда переживёт простое падение на пол - часто вам придётся менять после этого сенсор экрана, а иногда - и сам экран. Конечно, смартфон можно купить ударостойкий (Caterpillar CAT B15Q или Viking Thor) или водостойкий (Sony Xperia, Samsung Galaxy S5), либо надеть на обычный смартфон ударостойкий корпус-бампер. Ситуация немного улучшится, но до защиты GPS-навигатора всё равно не дотянет.

В-третьих, крепление. GPS-навигаторы имеют широкий спектр креплений, крепление же для смартфона можно найти не всегда. Можно использовать "универсальные" крепления, способные зажать любое устройство, но результат будет довольно громоздким.

В-четвёртых, управление. GPS-навигатор управляется кнопками или резистивным сенсорным экраном. Это означает, что им можно управлять в перчатках и под дождём (и даже под водой). Смартфоны же оснащаются ёмкостным экраном с поддержкой multi-touch - такие экраны в зависимости от чувствительности, могут не реагировать на руки в перчатках или реагировать на капли дождя.

К примеру, вот ездим мы кататься. Иногда бывает так, что ведущий заведёт нас куда-то не туда. Надо посмотреть, куда мы приехали, куда ехать дальше. Я использую смартфон, ещё один человек в группе использует универсальный навигатор Garmin. Со смартфоном я всегда сделаю всё быстрее: приблизил, удалил, помотал в стороны - сразу видно, где мы, что за сёла вокруг, куда идут дороги. С Garmin-ом же так просто не получится: нужно жать на аппаратные кнопки. Это неудобнее и медленнее. Аналогично с поиском: я очень быстро могут набрать название на клавиатуре смартфона. На Garmin-е же человеку нужно водить по клавиатуре джойстиком. Очень медленно.

С другой стороны, вот катаюсь я зимой и осенью/весной. Я не могу управлять смартфоном с ёмкостным сенсором в перчатках. Это значит, что если я еду просто так, то мне лениво будет включать запись трека поездки - ибо перчатки надо снимать, а холодно же. И, соответственно, в дождь я с экраном тоже мучаюсь.

В-пятых, экран. Экран GPS-навигатора делается под конкретную цель навигации. Например, автомобильные навигаторы имеют очень большие экраны. В то же время экран смартфона делается для универсальных целей, навигация не стоит приоритетом. Т.е. экран смартфона может быть маленьким. Впрочем, никто не мешает вам выбрать смартфон с экраном побольше или даже выбрать планшет вместо смартфона.

В-шестых, интерактивные возможности. К примеру, далеко не каждый GPS-навигатор умеет получать информацию о пробках, хотя это не проблема для любого смартфона. Кроме того, интернет-подключение позволяет смартфону скачивать данные о положении спутников, что сильно ускоряет холодный старт GPS-приёмника на смартфоне.

В-седьмых, батарея. Как правило, универсальный GPS-навигатор оснащается экраном попроще (малого размера и иногда чёрно-белым) и имеет батарею побольше. Ну а автомобильный навигатор и вовсе питается от авто. Смартфон, с другой стороны, не всегда имеет ёмкую батарею, а его экран тратит наибольшую часть энергии. В итоге, GPS-навигаторы, как правило, работают заметно дольше смартфонов. Это можно исправить, гася экран смартфона (а не держа его постоянно включённым) и/или используя внешний банк энергии.

В-восьмых, точность. GPS-навигатор разрабатывался специально и только для целей навигации. GPS же в телефоне - это дополнительная функциональность. Т.е. в целом от GPS-навигаторов можно ожидать лучшей точности и/или чувствительности. Хотя должен заметить, что я не сталкивался с какими-либо проблемами GPS на моих смартфонах. Думаю, что любой современный смартфон от известного производителя ("не Китай") будет работать достойно. С другой стороны, смартфон может определять местоположение даже без GPS - например, триангуляцией по Wi-Fi или GSM. Точность такого метода заметно хуже GPS, но это намного лучше, чем ничего. Что касается поддержки ГЛОНАСС, то её можно найти даже в самых дешёвых как смартфонах, так и навигаторах.

В-девятых, простота. GPS-навигатор - это устройство типа "включи и работай". Там уже стоит весь софт, уже есть карты, его нужно только включить. Смартфон же изначально не готов к навигации. Вам нужно установить программу, вам нужно скачать карты, вам нужно купить крепление и зарядку.

В-десятых, гибкость. Смартфон - это универсальное устройство, а GPS-навигатор - узкоспециализированное. В частности, для смартфонов существует огромное количество программ для навигации, а также карт. GPS-навигаторы же не предполагают смену программного обеспечения и часто дают ограниченную свободу в выборе карт.

В-одиннадцатых, оперативность. Смартфон - он всегда с собой. Навигатор - нет, его нужно брать специально.


Итоги

Android для навигации - это настолько популярное решение, что именитые производители GPS-навигаторов (Garmin, Navitel и т.п.) начали выпускать навигаторы на базе Android.

Если вам нужен навигатор для автомобиля, если вам нужно неубиваемое и непотопляемое устройство - обратите внимание на GPS-навигаторы. В противном случае вам подойдёт Android-смартфон с GPS.

В итоге: для вело- и пеших прогулок Android-смартфон альтернатив не имеет. Но для серьёзных походов может быть предпочтителен навигатор - из-за ударостойкости и времени работы.



Какой смартфон?

На что нужно обратить внимание при выборе смартфона? (а если вы всё же хотите выбрать навигатор, то вам сюда)
  • Во-первых, экран. Чем больше экран, тем проще на него смотреть, но тем неудобнее будет держать устройство. Рассмотрите также вариант приобретения дешёвого планшета вместо смартфона. Как правило, планшет стоит дешевле смартфона, но имеет больший экран. Учтите, что 90% программ для смартфона поддерживают только портретную ориентацию. Таким образом, если вы решите покупать смартфон, то на руле его нужно крепить в портретном режиме - заранее прикиньте, куда вы будете его крепить, не помешает ли смартфону фара, велокомпьютер. Планшет же, с другой стороны, можно крепить и в портретном и в ландшафтном режиме.
  • Во-вторых, датчики. На смартфоне желателен не только GPS, но и ГЛОНАСС. Чем больше спутников - тем быстрее ловит и тем больше точность. Кроме того, на смартфоне желательна поддержка Assisted GPS (A-GPS). Эта технология позволяет предварительно скачивать данные о расположении спутников, что существенно уменьшает время холодного старта GPS. Наконец - магнитный компас. Он позволит вам определить направление, когда вы не движетесь.
  • В-третьих, батарея. Соответственно, чем больше, тем - лучше. Смотрите минимум 2000 мАч, либо рассчитывайте на внешний аккумулятор.
  • В-четвёртых, чипсет. Как правило, GPS в смартфонах с чипсетами Mediatek (MTK) работает медленнее смартфонов на чипсетах Qualcomm. Я не могу это авторитетно подтвердить или опровергнуть, но неоднократно встречал упоминание этого факта в сети.
  • В-пятых, память. Карты жрут место. Чем больше места будет - тем больше карт можно будет напихать. Критично это в основном для спутниковых снимков, поскольку они всегда растровые и много весят. Т.е. либо нужно много встроенной памяти, либо поддержка SD-карточек.
  • В-шестых, корпус. Предпочтительнее использовать ударостойкий или водостойкий корпус. Также хорошо бы заранее посмотреть, что из чехлов есть к телефону. Есть ли чехлы с креплениями. Сколько они стоят.
  • В-седьмых, всё остальное. Оперативка, процессор, прибамбасы - всё то, для чего вам нужен смартфон, кроме навигации. Из полезного: барометр (для точного измерения высоты), Bluetooth 4.0 и выше (для BTLE датчиков скорости, каденса, мощности и сердечного ритма), ANT+ (для ANT+ датчиков скорости, каденса, мощности и сердечного ритма), поддержка 3G или LTE (для быстрого интернета и подгрузки online карт), NFC (для автоматизации запуска).

Вот несколько неплохих вариантов в категории около 10'000 рублей (A-GPS + Глонасс, Qualcomm, >= 2000 мАч):
Впрочем, разброс цен на смартфоны довольно велик. И если Sony Xperia E3 продаётся в среднем за 12'000, то в некоторых магазинах можно найти и за 9'000. Вероятно, сказывается недавний скачок цен.

Конечно, если ослабить требования, то бюджетно можно приобрести смартфон и за 5-6 т.р. Например, Samsung Galaxy Ace 2-4, Sony Xperia Z1, HTC Desire SV и т.д.

К примеру, один из наших велосипедистов использует DNS S4508 - смартфон за 4'400 рублей. Говорит, что с включенным экраном и запущенными программами навигации он работает 6-8 часов, если экран выключить, то - сутки. И да, на борту есть A-GPS и ГЛОНАСС.



Прибамбасы


Чехлы

Что касается креплений и корпусов, то помимо наших магазинов стоит обратить внимание на китайцев и ebay. Например, на смартфон можно купить прорезиненный чехол-бампер: т.н. TPU case или silicone case. TPU - он потвёрже, silicone - помягче. Силиконовые чехлы часто бывают цветными. Чехлы-бамперы не бывают универсальными, а изготовляются только под конкретный телефон, поскольку им нужно плотно облегать корпус.

Типичный чёрный TPU-чехол
Такой бампер поможет защитить телефон при падении. Важный момент при этом: выступающая кромка по краям экрана. Она погасит удар о ровную поверхность (но не сработает, если смартфон упадёт экраном на выступающий камушек).

Чёрный TPU-чехол на смартфоне HTC,
видна защитная кромка
Запустите в поисковике поиск по имени вашей модели, добавив "TPU case" или "silicone case" (без кавычек). Вот, к примеру, большой выбор чехлов от китайцев. Средняя цена - $3-4, доставка бесплатна.

Кроме того, защитный чехол можно купить не сам по себе, а в комплекте ещё с чем-то. И это будет даже лучший вариант. Например, если вы покупаете батарею увеличенной ёмкости (см. раздел "Питание" ниже), то в комплекте к ней может быть защитный чехол. Или чехол может быть в комплекте с креплением (см. раздел "Крепления" ниже).


Крепления

Вместо обычного чехла вы можете захотеть использовать крепление смартфона к рулю велосипеда. Для этого нужен пластиковый держатель. Как правило, большинство держателей - модульны. Они используют верхнюю часть ("зажим"), специфичную для конкретного телефона, и нижнюю часть ("базу"), специфичную для крепежа (например, присоска для автомобиля или стяжка для вело/мото руля). Крепления могут продавать целиком (зажим + база), либо по отдельности.

Типичная база для китайских держателей
Зажим для телефона установлен на базу
Из личного опыта замечу, что такие китайские крепления вполне надёжны, телефон из них не вылетает. Конечно, они изнашиваются, а также могут сломаться при падении. Лично я использовал такой держатель для своего старого телефона на Windows Mobile три года. За это время у меня расшатался зажим базы и я поменял его на вот такой:

Более надёжный вариант базы
Этот выглядит совсем бронебойным и больше подходит, скорее, мотоциклу, чем велосипеду.

Если вам не удаётся найти держатель под вашу модель телефона, вы можете использовать универсальные зажимы:

Универсальный держатель, вариант 1
Универсальный держатель, вариант 2
Но такая штука достаточно громоздка. Я не пробовал использовать её. В любом случае, все примеры держателей из списка выше можно купить у китайцев тут. Цены - от $5 до $10, доставка бесплатна.

Если не от китайцев, то можно купить секси KCNC Smartphone Holder:
KCNC Smartphone Holder - 80€ + доставка
Или:
BBB Smartphoneholder Guardian BSM-11 - 40€ + доставка

При планировании крепления смартфона не забывайте, что 90% программ для смартфона поддерживают только портретный режим работы.

К сожалению, вы не можете использовать одновременно защитный силиконовый или TPU-чехол и крепление к рулю - если только вы не используете универсальный зажим. Как вариант, можно посмотреть в сторону брендовых корпусов. Например, Armor-X, QuadLock, Rokform, Element, Spigen, Hard Candy Cases и т.п. Из минусов брендов - малый выбор чехлов (только под популярные модели, как правило - флагманы) и цена. Бренд будет дороже китайцев, немного покачественнее, но что более важно - некоторые бренды предлагают чехлы с интегрированными креплениями, либо предлагают крепления для своих чехлов. Например, китайский бренд Armor-X предлагает систему X-Mount:

Самый простой вариант базы X-Mount для велосипеда
X22 Light Weight Bar Mount
Второй вариант велосипедной базы
X24 CNC Aluminum Bar Mount
(а всего их аж пять штук!)
Смартфон Samsung в защитном чехле Armor-X с системой X-Mount
Смартфон Samsung в TPU-чехле Armor-X,
вставленном в зажим крепления с системой X-Mount
Что особенно интересно - Armor-X предлагает отдельное крепление X-Mount, которое можно приклеить к любому чехлу:

Установка адаптера X-Mount на сторонний чехол
(в настоящее время адаптер продаётся только в комплекте с застёжкой на ремень/карман)
Аналогичные адаптеры доступы и у других брендов, например:

Адаптер QuadLock
Адаптер Rokform
Очень клёво!

Учтите только, что лучше всего клеить подобный переходник на жёсткое основание, т.е. чехол для вашего телефона должен быть не чистым TPU, а модульным:

Двухкомпонентный защитный чехол от китайцев:
твёрдый синий пластик и гибкий чёрный TPU
(Кстати, чехол выше - отличная штука, обратите внимание на каналы с воздухом внутри. При ударе воздух легче сжимается и позволяет чехлу лучше гасить удары)

Разумеется, задняя сторона вашего смартфона должна быть ровной, а не изогнутой - иначе приклеить переходник не получится, либо крепление не будет надёжным.

Примечание: две велосипедные базы Armor-X (X24 CNC Aluminum Bar Mount - показан выше, и X23 Roll Bar Mount) совместимы с креплениями GoPro. Вы можете купить X24 или X23 и использовать их вместе с креплениями GoPro. В частности, если вам не хватает длины или нужны уголки - у китайцев можно купить любые части крепления. Если короткие пластиковые - от 50 до 200 рублей. Длинные и алюминиевые - от 500 рублей. Так что имеет смысл купить одно дорогое крепление с адаптером у Armor-X, а затем закупить к нему большую кучу разнообразных зажимов и переходников у китайцев.

К сожалению, недавний скачок цен сделал приобретение подобных игрушек затруднительным. Корпуса Armor-X стоят от $15 до $30, а крепления X-Mount - от $15 до $25. Переходник - $15 (правда, он продаётся вместе с X-Mount креплением на пояс). Итого, $30 (минимум!), если брать только адаптер и базовое крепление, без челха; либо $30-$45, если брать чехол + крепление + доставка в обоих случаях. Не китайский бренд (типа QuadLock или Rokform) будет ещё дороже. Rokform: минимум $40 (если брать только Universal Bike Handlebar Mount, без чехла) или $50 (если брать чехол + крепление) + доставка; QuadLock: минимум $45 (если брать только Universal Adapter и Bike Mount, без чехла) или $60 (если брать Bike Kit - чехол + крепление) + доставка.

Как вариант, можно купить любой китайский двухкомпонентный TPU-чехол для телефона и любое китайское крепление для велосипеда (главное, чтобы основание у хвата крепления было бы плоским, а не изогнутым) - из обсуждаемых выше. Затем спилить дремелем боковые стенки у крепления и приклеить его к чехлу - колхозно, но бюджетно. За $10-$15 вы получаете отличное крепление с защитным чехлом эксклюзивно под ваш смартфон. И доставка - бесплатна. Из минусов - крепление не имеет защёлки и держится только трением. Зажим не предназначался для постоянных снятия/установки, он стирается со временем. Это нормальное решение, если вы один раз установили зажим на базу, но если его постоянно снимать/устанавливать - крепление будет изнашиваться.

Ещё одно решение - нарамная сумка с интегрированным креплением (см. ниже).

Что НЕ подойдёт: крепления GoPro и Garmin. Хотя оба предлагают гигантское количество различных вариантов крепления и адаптеров, все они предназначены для крепления одного стандартного модуля (камеры и велокомпьютера соответсвенно) к различным местам. А нам же надо наоборот: различные (читай: произвольные) смартфоны нужно закрепить в одном месте (на руле). Т.е. у GoPro и Garmin отсутствует универсальный клеящийся адаптер, который можно приклеить к корпусу или чехлу смартфона и вставить в нарульное крепление. Наоборот, у GoPro и Garmin есть клеящийся адаптер, который можно приклеить к чему угодно и уже на него крепить GoPro или Garmin. Увы. Но если вы покупаете адаптер и крепление Armour-X, то вы можете установить его на любые крепления GoPro.

Надёжность крепления на руле
Что касается безопасности крепления на руле: кто-то считает, что смартфон на руле долго не проживёт. Как человек, более четырёх лет использующий смартфон на руле, укажу следующие соображения. Смартфон на руле может находится в большей безопасности, чем в вашем боковом или заднем кармане. Типичное падение с велосипеда - это набок. При этом вы падаете всем своим весом на боковой карман. Но смартфон на руле защищён велосипедным рулём, рогами и рамой. Таким образом, вы легко раздавите экран смартфона в боковом кармане, а смартфон на руле не пострадает. Чтобы разбить экран смартфона на руле, необходимо чтобы велосипед перевернулся вверх ногами и приземлился на смартфон. Ну, либо чтобы смартфон вылетел с крепления.

Таким образом, наиболее безопасным для смартфона я считаю нагрудный карман, далее - сумка на раме (что впрочем, сильно зависит от её положения), затем - руль, а наименее безопасным - боковые и задние карманы. Уделите внимание надёжности крепления на руле, и ваш смартфон не вылетит и не разобьётся.

Если вы не уверены в надёжности крепления смартфона на руль - всегда можно приделать страховочные карабин или ланъярд (верёвочка, шнур или ремешок):

Смартфон страхуется от падения на асфальт:
ланъярд завязывается на чехле и накидывается на рулевую
За всё время использования смартфона на руле у меня было несколько инцидентов. И я говорю про свой старый смартфон на базе Windows Mobile, который я использовал несколько лет. Я использовал его без защитного чехла, но с китайским велосипедным креплением на руль.

Во-первых, на меня на ходу напала собака и я врезался в припаркованный грузовик. Я удачно выскочил и не пострадал, но переднее колесо было полностью смято. Смартфон не пострадал. Далее, со второго ряда, поворачивая направо, передо мной выскочил автомобиль. Я скользяще врезался в его бок, упал на асфальт и проскользил боком по асфальту. Я отделался синяками и царапинами, велосипед особо не пострадал, окромя царапин. Смартфон остался цел. Кстати, был бы в боковом кармане - тут бы ему и конец, ибо грохнулся бы я прямо на него.

Из неудачных инцидентов: смартфон у меня покрыт виниловой наклейкой. Когда первый раз я его устанавливал, защёлкивался он в креплении с трудом. Телефон выскочил на кочках, был разбит сенсор (экран остался цел, сам сенсор работал, просто было разбито стекло). Я купил у китайцев новый сенсор за 300 р. и самостоятельно его поменял. После чего я подпилил зажим вело-крепления, чтобы он надёжнее вмещал увеличенный корпус (вместе с наклейкой) моего смартфона. Во-вторых, я в спешке крайне неаккуратно вставил смартфон в зажим, не защёлкнув его до конца. Смартфон выпал на спуске, был разбит сенсор и экран (сенсор работал, было разбито стекло и экран покрылся чёрными точками). Я купил новый экран с сенсором у китайцев (500 р.). Наконец, я катался на лыжах, упал и проскользил по снегу. Как оказалось позднее, я приземлился прямо на смартфон в боковом кармане, где я его недальновидно оставил (а если точнее - я про него забыл). Экран был цел, но сенсор был сломан (разбито стекло и половина сенсора не работала, а поскольку кнопка разблокировки находится в неработающей половине, я не мог разблокировать телефон). В этот раз (январь 2015 г.) я не стал менять сенсор, а купил себе новый Android-смартфон, ибо пора бы уже.

Как видите, во всех случаях разбитого экрана был виноват я сам (моя поспешность и невнимательность). И то, я подозреваю, что если бы смартфон был в каком-нибудь защитном чехле, то обошлось бы без замены экрана. А "угробил" я свой смартфон и вовсе не на велосипеде.

Мой новый Android смартфон за полтора года уже успел побывать в трёх авариях (одна из которых - въезд под 90° в водительскую дверь выскочившего автомобиля с перелётом через автомобиль). Во всех случаях смартфон был на руле, он был одет в защитный чехол Tough Armor от Spigen, использовалось крепление на руль от Armor-X - во всех случаях смартфон не пострадал совершенно (в отличие от меня).

Впрочем, тут сильно зависит от человека. Лично знаю одного, у которого смартфоны не живут дольше нескольких месяцев с целым экраном - и это при сидячем образе жизни (не катается на лыжах и велосипеде) и полном отсутствии опасных (для смартфона) ситуаций.


Питание

Не лишним будет иметь банк энергии. Впрочем, это опционально и зависит от того, какая в вашем смартфоне батарея и будете ли вы держать экран включённым. Если батарея больше 2000 мАч и вы не будете включать экран, то внешний аккумулятор (банк энергии) вам, как правило, не нужен. Но если вы хотите поместить смартфон на руль и использовать его для навигации - вам нужен постоянно включенный экран. И тогда сильно желательно иметь подпитку для смартфона.

Учтите, что Li-Ion (литий-ионные) аккумуляторы со временем "изнашиваются" и теряют ёмкость. Особенно в случае перегрева и полного разряда. Поэтому, если вашему смартфону уже больше двух лет - имеет смысл в первую очередь заменить его аккумулятор на новый.

И по этой причине при выборе нового смартфона имеет смысл смотреть модели с изначально большой стоковой батареей (> 4'000 мАч). Например, Xiaomi Redmi 3, Meizu M3 Note, ASUS ZenFone Max, Highscreen Power Five Pro и др.

Кроме того, существует возможность установки в смартфон больших батарей увеличенной ёмкости. Иногда такие варианты аккумуляторов предлагаются самим производителем:

Официальная батарея увеличенной (удвоенной) ёмкости для Samsung Galaxy S5
(да, конкретно на этом фото - китайский клон; но официальная батарея и крышка выглядят аналогично, просто я не нашёл подходящего фото на батарею и крышку со стороны - все или фронтальные или по очереди)
А если официального варианта нет, то часто можно найти решение от стороннего производителя, например, корпуса-батареи от ZeroLemon (китайский бренд):

Батарея ZeroLemon увеличенной (утроенной) ёмкости с защитным чехлом для Samsung Galaxy S5
Разумеется, в этом случае можно найти вариант увеличенной батареи даже для смартфонов, для которых изначально таковая не была предусмотрена производителем. Ключевые слова для поиска: название-смартфона extended battery.

Если же расширенной батареи для вашей модели никто не производит, то остаётся вариант внешнего банка энергии.

В принципе, вы можете купить любой банк энергии, который будет удобно закрепить на раме. Подойдёт что угодно, лишь бы у него была ёмкость не ниже 4'000 мАч и был бы USB-выход. Тогда вы просто вешаете его на раму и через кабель USB-microUSB (или miniUSB) соединяете его со смартфоном.

Sony CP-V5 - 5000 мАч
EC Technology Ultra Compact Portable Power Bank - 6000 мАч
Но лучше всего выбрать не просто банк энергии, а корпус для пальцев 18650. 18650 - это Li-ion (литий-ионные) "пальчиковые" аккумуляторы на 3.2-4.2 вольта (3.2 - почти разряжен, 4.2 - полный), ёмкостью около 2500 мАч.

"Народный" палец 18650
Такие пальцы продаются обычно парами по $5-$15 за пару (но можно найти и по одиночке).

В чём смысл?

18650 используются почти во всех китайских велосипедных фарах (примечание: вообще-то 18650 используется всюду: это и аккумуляторы ноутбуков, и батареи электро-автомобилей Tesla, и т.д.).

Типичная дешёвая no-name китайская фара с питанием от 18650
Китайские фары, как правило, используют блоки из 4-х 18650, соединённых попарно.

Кроме того, 18650 - популярное решение для ручных фонарей.

Отличный фонарь, работающий от одного пальца 18650
Иными словами: стандартизация. Если в вашем банке энергии закончится заряд (ну, выехали, не зарядив, бывает) - вы можете поменять пальцы из банка энергии и фары. И наоборот: если в фаре закончился заряд, но банк энергии у вас с собой и ещё не пуст, то поменяйте пальцы - и вы снова можете ехать.

Менять банк энергии с блоком от фары не получится, поскольку банк выдаёт 5 вольт под USB, а блок фары - 8.4 вольта.

В общем, я считаю, что имеет смысл взять банк энергии не с проприетарным закрытым аккумулятором, а простую коробочку для 18650. Банки энергии для подзарядки смартфонов питаются от одного, двух или трёх пальцев 18650 (но реже бывают и другие варианты).

Банк энергии для одного 18650
Банк энергии для двух 18650
Банк энергии для трёх 18650
Такие простые коробочки для 18650 стоят от $2 до $7, но сами пальцы в комплект не входят. Т.е. суммарно такой банк энергии обойдётся вам в $5 (средняя цена за коробочку) + $10 (средняя цена за два пальца 18650) = $15, и доставка бесплатна.

Вот список коробочек для 18650, вот список пальцев 18650. Читайте описание коробочек: как правило, они могут заряжать вставленные в них 18650-е, если подключить их (коробочки) к сети. Но если такой функции нет, вам понадобится внешний зарядник. Понятно, что итоговая ёмкость такого банка энергии будет зависеть от того, какие и сколько пальцев 18650 вы в него вставите. Если принять среднюю ёмкость 18650 за 2500 мАч, то ёмкость банка будет 2500, 5000 и 7500 мАч для одно-, двух- или трёх-пальцевого банка. Соответственно, это также будет простым решением для задачи "купить банк на X честных мАч". Т.е. если в "запаянной коробке", промаркированной ушлыми китайцами как 10'000 мАч, может быть аккумулятор всего на 5'000-7'000 мАч, то, собирая коробочку самостоятельно, вы всегда можете быть уверены в её ёмкости.

Кроме того, если будете покупать пальцы 18650, старайтесь предпочитать т.н. "protected"-варианты: они немного дороже, немного меньше по ёмкости, немного больше по размеру (на пару мм. в длину и немного толще по диаметру), но зато включают в себя плату электроники и клапан выпуска давления - что обеспечивает защиту от перезаряда, перегрева и короткого замыкания.

Защищённый 18650: видна маркировка и меньшая ёмкость
Выхлоп от клапана выпуска давления на защищённом 18650
Электронная плата на конце защищённого 18650
Неоднородности покрытия указывают на наличие дополнительных элементов защиты

Защищённый 18650 со снятой упаковкой
18650 в блоках питания китайских фар не будут защищёнными - для них роль защитного контура выполняет электроника из упаковки. Из неплохих защищённых 18650 пальцев я знаю TrustFire и Soshine.

Обратите внимание, что даже самые мощные велосипедные фары потребляют менее 3 ампер (около 25 ватт, если не ошибаюсь). Любой 18650 справится с таким - любой 18650 способен безопасно выдавать "удвоенную ёмкость", т.е. при ёмкости в 2100 mAh - вы гарантированно получите 2.1 x 2 = 4.2 А. Если 18650 специально не маркирован, то он обычно способен отдавать в диапазоне 4-6 А, некоторые - до 10 А. Но если вам нужно запитать что-то более прожорливое (затрудняюсь сказать зачем), то лучше специально обратить внимание на high-drain/high-discharge аккумуляторы. Лучшее, что вы можете купить - это Sony US18650VTC3 (и -4, и -5) - это ёмкость в 2600 mAh и поддержка непрерывного разряда в 30 А (между прочим, это около 110 ватт) и пикового в 60 А.

Sony US18650VTC5
Есть одно "НО": достать их весьма непросто. И легко натолкнуться на подделку.

Совет: если вы видите 18650 промаркированный более 30 А, то на 99% можете быть уверены, что это - подделка. В лучшем случае, непрерывно он сможет отдавать 20 А, а 30 А будет его максимальная пиковая нагрузка ("пульсовая" - несколько секунд).

Из других неплохих high-drain 18650 (20 А или выше, непрерывно) можно посмотреть на аккумы LG HB6, HD2 или HE2/HE4, Samsung INR18650 20R, AW IMR 18650.
Если надо ещё больше (для дронов и других RC-штук) - то тут нужен будет уже литий-полимерный (LiPo, Li-Pol) аккумулятор. Специально разработанные high-drain LiPo аккумуляторы способны отдавать ток до 130 раз превышающий ёмкость (130C). Типичные аккумы для RC-моделей - 50C, т.е. для ёмкости в 5'000 мАч это будет: 5 x 50 = 250 A.

И, кстати говоря, если вы уже владеете китайской велосипедной фарой на 18650, вы не сможете просто так вынуть из её блока питания пальцы 18650 - потому что она запаяна. Это можно исправить, купив другой корпус, например:

Panovo B-C04
NiteFire B-C18
Цена вопроса - $13-$16. Что вы получаете: возможность свободно вынимать пальцы (например, для вставки в ручной фонарь или в зарядник с индивидуальным зарядом каждого пальца - полезно при разбалансировке пальцев), возможность заряжать смартфон, не меняя пальцы (только для некоторых корпусов), индикацию заряда (только для некоторых корпусов). Из минусов - дополнительная цена, немного больший вес и размеры.

Я также написал подробный отдельный обзор таких корпусов.

Варианты такой банки (как под разными названиями, так и в разном исполнении) легко можно найти на DX, AliExpress, BangGood, eBay, KaiDomain, GearBest - ключевые слова для поиска: "18650 bike case" (без кавычек, конечно же). Проблема только в том, что платы защиты в таких корпусах либо нет совсем, либо она "для галочки". Так что заряжать пальцы лучше нормальным внешним зарядником (либо использовать защищённые пальцы), ну и не допускать полного разряда банки.


Сумки

И, конечно, вам понадобится сумка на руль или раму, чтобы положить в неё блок питания. Вы можете обойтись без сумки, если будете использовать корпуса типа вышеупомянутого NiteFire B-C18: они крепятся липучкой на раму. Вы также можете использовать существующую подседельную сумку: но в этом случае вам нужно будет вести провода по раме от сумки до руля.

Лучшим вариантом будет приобрести сумку на раму, которая вешается спереди, например:

Несколько вариантов китайских велосипедных сумок
Можно найти сумку на любой вкус: от маленькой до огромной. Интересен последний вариант: сверху сумки есть карман для смартфона. Так что если вы не нашли крепление под ваш смартфон, воспользоваться такой сумкой вместо крепления будет не самым плохим вариантом (подобные сумки есть и на руль).

Сумки купить можно здесь - $7-8 в среднем, доставка бесплатно.

И раз уж вы будете использовать смартфон с велосипедом, то не лишним будет добавить к смартфону датчики скорости, каденса (частоты педалирования), пульса и, быть может, даже мощности. Но это - тема для другого разговора.

А в следующий раз мы посмотрим на выбор карт и ПО для смартфона.

3 комментария:

  1. Спасибо за обзор! Я пока не могу решить одну проблему с использованием навигатора на базе андроид-смартфона: как включить под пленкой сумочки смарт с кнопкой включения на боку? Через некоторое время любой смарт засыпает и отключает экран, разбудить его можно только нажав на специальную кнопку Если она расположена на боку или торце тела, то упакованный в сумочку под пленку смарт просто становится непригодным для использования в качестве навигатора :(. Нет ли у Вас решения проблемы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я использую крепления Armor-X на руле, сумки не пробовал, но видел как по городу с такими ездят. Наверное, нажимают кнопку через сумку (или застёгивают не до конца). А может у них смартфон просыпается от нажатия на кнопку "Домой" на лицевой стороне. Я не знаю.

      Насчёт засыпания - в некоторых программах навигации это можно настроить. Например, в Ride with GPS можно включить "Handlebar Mode" (режим "На руле"), для которого можно указать, что экран не нужно выключать (всегда, либо только при навигации).

      Кроме того, если для навигации именно как "вести по маршруту", то в программах навигации есть опции "включать экран при приближении к повороту", равно как и "озвучивать повороты".

      В фитнес-трекерах (Strava, Endomondo и т.п.) такого может не быть.

      Удалить
  2. Как вариант можно отключить засыпание в настройках экрана, если программа навигации не умеет поддерживать экран включённым.

    ОтветитьУдалить

Можно использовать некоторые HTML-теги, например:

<b>Жирный</b>
<i>Курсив</i>
<a href="http://www.example.com/">Ссылка</a>

Вам необязательно регистрироваться для комментирования - для этого просто выберите из списка "Анонимный" (для анонимного комментария) или "Имя/URL" (для указания вашего имени и (опционально) ссылки на сайт). Все прочие варианты потребуют от вас входа в вашу учётку.

Пожалуйста, по возможности используйте "Имя/URL" вместо "Анонимный". URL можно просто не указывать.

Ваше сообщение может быть помечено как спам спам-фильтром - не волнуйтесь, оно появится после проверки администратором.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.